Сопровождение на всех этапах участия в госзакупках и тендерах

СПб, ул. Мебельная 12, БЦ "АВИАТОР", Оф 512
Мы на связи! Звоните!
Адрес Нева Тендер
Телефон нева тендер

Что такое тендеры, как их проводят и как в них участвовать

Пишите нам по любым вопросам:
Email нева тендер
/
/
Что такое тендеры
Каждая компания должна осознавать те выгоды, которые она получает, участвуя в тендере. Во-первых, в подобного рода конкурсах за партнёра всегда ниже конкуренция. Во-вторых, объём сделки выше среднерыночной (один успешный тендер может обеспечить годовые нужды компании). В-третьих, не нужно тратиться на рекламу и привлечение клиентов.

Предлагаем разобраться в том, что такое тендеры и как в них участвовать, чтобы получить все вышеперечисленные преимущества в свой бизнес.

Что такое тендер

Под тендером понимают процесс торгов, организованных для поиска партнёра-поставщика товара или услуги. Как это выглядит: какой-то крупной компании нужна партия товара или услуги. Они организовывают конкурс, на котором участники предлагают свои условия поставки. Победителем становится та компания, которая предложит наиболее выгодные условия для заказчика.

В российском законодательстве данная процедура называется «конкурентным способом определения поставщиков». Также законодательно определены правила проведения тендера и перечень сделок, для которых подобный конкурс обязателен.

Закупки с помощью конкурентного способа определения поставщиков обязаны делать все государственные бюджетные организации, госкорпорации и компании с долей участия государства.

Тендеры, проводимые частными предприятиями, называются коммерческими. Правила здесь могут меняться в зависимости от компании, которая нуждается в поставщике.

На законодательном уровне тендеры регламентируются следующими актами:

1
Закон №44-ФЗ (о закупках государственных бюджетных организаций)
2
Закон №223-ФЗ (о закупках госкорпораций, естественных монополий и компаний с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%)
3
1. №135-ФЗ и ГК РФ. №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Разберемся в основных определениях, знать которые необходимо каждому, кто хочет участвовать в тендерах.

Заказчик – юридическое или физическое лицо в статусе ИП, нуждающееся в товаре или услуге и объявившее для этого тендер.

Участник – юридическое или физическое лицо, желающее оказать услугу или выполнить поставку товара.

Поставщик – участник тендера, который одержал в нём победу и стал партнёром заказчика.

Площадка (или электронная торговая площадка – ЭТП) – сайт, где размещается тендер, проводится сам конкурс и заключается договор с победителем.

Госзакупка (или государственная закупка) – тендер, организованный компаниями с государственным участием.

Типы тендеров

По условиям допуска участников:
- закрытые – участвуют только приглашённые заказчиком;
- открытые – участвует любой желающий.

По формату проведения:
- электронные – проводятся в режиме онлайн (большинство госзакупок проводится в таком формате);
- офлайн-тендеры – заказчик получает документы от потенциальных поставщиков и выбирает победителя.

По форме:
- конкурс. Заказчик в документах к тендеру указывает важные критерии. Все полученные заявки потом оцениваются по этим критериям (за соответствие каждому начисляются баллы, а побеждает набравший наибольшее их количество);
- аукцион. Поставщиком становится тот, кто соответствует требованиям заказчика и запросил самую маленькую цену за свои услуги;
- запрос котировок. Поставщик определяется по цене предложения, но при этом эта цена указывается в момент подачи заявки на участие и не может быть изменена (как, например, при аукционе).

Нюансы при проведении тендеров

Различные корпорации выдвигают свои требования к потенциальным поставщикам, а госзакупки проходят по особой системе. Предлагаем разобраться в тендерных различиях при работе с госкорпорациями, предприятиями оборонно-промышленной отрасли и коммерческими организациями.

Для корпораций, естественных монополий и компаний, в которых участвует государство, существует обязательство публикации своих положений о закупках в единой информационной системе в формате плана-графика на три года вперёд. В этом документе обозначают стоимость и объём закупки, а также формат её проведения.

Также компании обязаны предоставить положение о закупках, в котором указаны способ определения поставщика, обоснование необходимости проведения тендера, порядок его проведения и условия заключения договора с поставщиком.

Коммерческие организации обычно прибегают к внутреннему регламенту и Гражданскому кодексу РФ для разработки положения о закупке. В документе обычно чётко прописаны технические требования к ожидаемым товару или услуге, а также требования к поставщику.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса проводят тендеры на специальной закрытой площадке – Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ). Для регистрации на этой площадке участник берёт обязательство по сохранению государственной тайны. Конкуренция там, соответственно, ниже.

Места проведения тендеров

Электронные торговые площадки – самые распространённые места для проведения тендеров. Государственные бюджетные организации пользуются только следующими ЭТП:

- Общероссийская система электронной торговли;

- Росэлторг;

- «ЭТП РАД Госзакупки»;

- «ТЭК-Торг»;

- «ЭТП Фабрикант»;

- «Сбербанк-АСТ»;

- «РТС-тендер»;

- «ЭТП ГПБ».

Вообще в России существует около 200 ЭТП, причём некоторые компании имеют собственные площадки. Также существуют специализированные агрегаторы, которые в одном месте собирают информацию о всех доступных конкурсах, чтобы потенциальным поставщикам было удобнее осуществлять поиск.

Порядок проведения тендера

Схема проведения тендера типична практически для всех организаций. Разберём её на примере проведения аукциона.

Сначала компания объявляет электронный аукцион и публикует его на электронной торговой площадке. К публикации прилагается подробное техническое задание и начальная максимальная цена, с которой можно начинать процедуру.

После получения технического задания участники начинают отправлять заявки на допуск к торгам. К каждой заявке необходимо приложить документы, которые требует организация, запустившая тендер, а также техническое предложение с описанием товаров/услуг, которые участник может предоставить.

В назначенное время участники в аукционном зале ЭТП в режиме онлайн предлагают свою цену, постепенно снижая её. Участник, готовый выполнить работу по наименьшей стоимости, выигрывает тендер.

После проведённой процедуры компания-организатор проверяет победителя на соответствие требованиям и, если всё в порядке, заключает с ним контракт.

Советы организациям, которые хотят попробовать себя в тендерах

Для начала нужно позаботиться о технической стороне предприятия. Для этого нужно оформить усиленную квалифицированную цифровую подпись – без неё участвовать в торгах не получится.

Выберите агрегатор ЭТП, после чего определитесь с нишей и клиентами, которые вам могут подойти.

Откройте специализированный банковский счёт. Он необходим для обеспечения контракта, если вы будете участвовать в конкурсах по №44-ФЗ и №223-ФЗ. Также с него ЭТП снимает комиссию за использование площадки.

Подведение итогов: что нужно знать о тендерах, чтобы участвовать в них

Тендером называется такой способ выбора поставщика, при котором несколько участников предоставляют свои заявки на выполнение требуемой услуги/товаров, а заказчик выбирает лучшего и заключает с ним контракт.

Тендер проходит на электронной торговой площадке. Государственные компании проходят на 8 определённых, остальные используются коммерческими организациями.

Для участия в тендере нужны ЭЦП и специальный банковский счёт. Регистрируйтесь на ЭТП, выбирайте нравящиеся вам конкурсы, участвуйте в них и побеждайте.